Быть готовым к школе уже сегодня

18.10.2024

Быть готовым к школе уже сегодня!

 

Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе — значит

быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

 

Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких качеств, черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Тогда как обучение в школе требует умения:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • сравнивать, анализировать, группировать;
  • действовать произвольно;
  • действовать по образцу;
  • общаться со сверстниками;
  • и желания быть школьником, «взрослым».

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития.

 В переходный год (5—6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть, опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, — то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.

Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.

Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.

Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.

Важно правильно подобрать школу для ребенка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.

(Родителям для самостоятельной проработки тест «Достаточно ли внимания уделяете вы своему ребенку?» и Памятка о том, что должен уметь ребенок 6 лет.)

Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.

  1. Все ли вам нравится в своем ребенке?
  2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
  3. Смотрите ли на малыша, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  5. Поправляете ли вы речь малыша?
  6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  7. Хвалите ли вы малыша?
  8. Смеетесь ли вместе с ним?
  9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
  • Часто ли обнимаете ребенка?
  • Играете ли вместе?
  • Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
  • Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
  • Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?
  • Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?
  • Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  • Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  • Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
  • Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?
  • Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Ключ:

«Да, почти всегда» — 4 балла. «Иногда», «может быть» — 2 балла. «Нет, почти никогда» — 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

от 80 до 60 баллов — вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

от 60 до 30 баллов — очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно нате вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?

меньше 30 баллов — стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

Памятка

Ребенок шести лет должен:

  • различать предметы по признаку формы;
  • обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
  • сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
  • применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;

* изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры;

  • создавать изображение фигуры человека и животного;
  • создавать выразительные образы по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги;
  • строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.

 

поделиться в: